Это позволит сгладить негативные последствия от повышения утильсбора
Минпромторг по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова дофинансирует программы льготного автокредитования и льготного лизинга на 6,5 млрд и 8 млрд руб. соответственно. Об этом 13 сентября сообщила пресс-служба министерства.
На льготное автокредитование и льготный лизинг в этом году уже было выделено 17,3 млрд и 9 млрд руб. соответственно. Министр промышленности и торговли Антон Алиханов в интервью «Интерфаксу» на Восточном экономическом форуме говорил, что большая часть средств по обеим программам была освоена в первом полугодии.
В связи с этим действие льготного лизинга было ограничено до электрокаров и общественного транспорта, а льготы по автокредитам могли получить только семьи с детьми в субъектах ДФО. Всего в рамках этих льготных программ в этом году было продано более 82 000 автомобилей.
Адресные программы поддержки спроса с некоторыми перерывами сопровождали развитие отечественного авторынка в последние 10 лет. Основной из них для населения всегда считалась программа льготного автокредитования, которая позволяет отдельным категориям граждан получить скидку до 20–25% на авансовый платеж при покупке машины российского производства (не менее 1600 баллов за локализацию) и стоимостью до 2 млн руб. Сейчас под эти условия подпадает продукция «АвтоВАЗа», УАЗа, ГАЗа и Haval Jolion. Последний собирают на заводе китайской компании в Тульской области. Кроме этого под действие программы подпадают все выпускаемые в РФ электромобили. Скидки на них составляют 35%, но не более 925 000 руб. Субсидии по лизингу в первую очередь рассчитаны на коммерческий сегмент транспорта.
Льготное автокредитование продолжит действовать для медицинских работников, работников сферы образования, участников военной спецоперации и членов их семей, граждан с инвалидностью, а также семей с детьми в субъектах ДФО, следует из сообщения Минпромторга.
Программа льготного лизинга вновь распространяется на все ранее действовавшие категории транспортных средств: легковые, легкие коммерческие и грузовые автомобили с двигателями внутреннего сгорания (не менее 1600 баллов за локализацию), электромобили отечественного производства и высокоавтоматизированные транспортные средства, следует из данных ведомства. Как писали «Ведомости», в апреле ассоциация «Автогрузэкс» просила Мантурова вернуть в программу легкий коммерческий транспорт. Кроме того, по поручению президента Владимира Путина в программу были включены туристические автобусы.
В 2023 г. на льготное автокредитование изначально было выделено 5 млрд руб., а на лизинг – всего 2 млрд руб. Но в сентябре программа лизинга была дофинансирована еще на 7,8 млрд руб. по этой статье. Перед этим с 1 августа был в очередной раз увеличен утильсбор на легковые автомобили. Действие программ поддержки спроса на автомобили в России было возобновлено во второй половине 2022 г. по решению президента. Тогда на них был выделен почти 21 млрд руб.
Пока в бюджете на 2025 и 2026 гг. заложено более 23 млрд руб. на финансирование программы льготного автокредитования и 11 млрд руб. – на программу льготного лизинга, говорил Алиханов. «Будем продолжать мониторить ситуацию на рынке и в случае замедления спроса проработаем расширение этих мер», – отмечал министр.
Отечественный рынок колесной техники в последние годы стал очень чувствителен к наличию возможности взять автомобиль в лизинг по льготной ставке, говорит гендиректор «ВТБ лизинга» Антон Мусатов. «Наибольший спрос по ней мы отмечаем на легковые автомобили, такие как Lada Granta и Lada Vesta, которые задействованы во многих секторах экономики», – поясняет собеседник.
Представитель банка ВТБ отмечает целесообразность дофинансирования льготного автокредитования на фоне грядущей индексации утильсбора. На фоне роста цен на автомобили имеет смысл расширить перечень потенциальных заемщиков и бюджетных марок, а также поднять лимит стоимости машин, входящих в периметр госпрограммы, отмечает он. Кроме того, целесообразно уйти от «макропруденциальных» надбавок для заемщиков с показателем долговой нагрузки выше 50%, которые подходят под условия льготного автокредитования, считает собеседник. Такие ограничения были введены ЦБ с 1 июля.
По словам источника «Ведомостей» в крупной кредитной организации, выделенные на льготное автокредитование дополнительно 6,5 млрд руб. не окажут значимого влияния на рынок, поскольку выделенные ранее в этом году 17 млрд руб. на программу «были очень быстро исчерпаны».
Одновременно с увеличением финансирования программ поддержки спроса на автотехнику 13 сентября Минпромторг сообщил об утверждении индексации утильсбора с 1 октября. Как и предполагалось, сбор на автотехнику и прицепы вырастет в 1,7–1,8 раза с дальнейшей индексацией на 10–20% ежегодно с 1 января. При этом на дорожно-строительную технику сбор будет повышен с 2025 г. На некоторые виды техники (экскаваторы и экскаваторы-погрузчики) – с 2026–2028 гг.
Льготные автокредиты и лизинг, очевидно, поддержат спрос на выпускаемую в стране технику, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В условиях высокой ключевой ставки и грядущей индексации утильсбора это вызовет еще большее «расслоение» авторынка, т. е. разница в стоимости между отечественными и импортируемыми китайскими автомобилями станет еще больше, добавляет он. По итогам января – июля 2024 г. средневзвешенная цена (с учетом доли рынка) нового легкового автомобиля в России выросла на 11% в годовом выражении до 3,13 млн руб., следует из данных «Автостата».
Источник:
Ведомости