Ведомости: Объем нового бизнеса в автолизинге в 2024 году снизился на 10%

20 января 2025
При снижении ключевой ставки в этом году показатель может вырасти на 20%, прогнозируют эксперты

Объем нового бизнеса в автолизинге (стоимость переданных клиентам предметов лизинга за период без НДС) в России в 2024 г., по предварительной оценке консалтинговой компании «Яков и партнеры», снизился на 10% по отношению к прошлому году – с 1,9 трлн до 1,7 трлн руб. Об этом сообщили «Ведомости. Аналитике» в компании.

Доля автолизинга в новом бизнесе в общем объеме сделок упала впервые с 2019 г. – с 53 до 49%, сообщается в исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА» (данные за девять месяцев 2024 г.). Это произошло из-за слабой динамики сегмента легковых автомобилей и сжатия сегмента грузовиков, поясняется в исследовании.

По словам эксперта аналитического центра «Яков и партнеры» Алексея Мосейчева, именно грузовые автомобили занимают основную часть рынка (59%), поэтому динамика в этом сегменте оказала наибольшее влияние на показатели автолизинга в целом. Объем сделок с грузовыми автомобилями снизился на 18% – с 85 000 до почти 70 000 шт., отмечает эксперт. При этом средний чек в этом сегменте почти не изменился с 2023 г. и составил порядка 14 млн руб., говорит Мосейчев.

«Это свидетельствует о снижении реальной стоимости сделок, поскольку инфляция за последний год составила почти 10%», – поясняет эксперт. По его словам, такая ситуация является серьезным вызовом как для российского рынка перевозок, так и для всей экономики в целом, поскольку порядка 80% грузовых автомобилей приобретаются именно в лизинг.

По данным «Яков и партнеры», легковые автомобили занимают 36% рынка, оставшаяся часть (5%) приходится на автобусы и троллейбусы. Их показатели в новом бизнесе остались на уровне прошлого года, уточняет Мосейчев.

Несмотря на снижение показателей в сегменте грузовиков, общий средний чек сделки по автолизингу в 2024 г. вырос примерно на 10%, составив порядка 5,5–5,8 млн руб., говорит заместитель руководителя комитета Объединенной лизинговой ассоциации, коммерческий директор ЛК «Стоун XXI» Александр Николаенко. По его словам, увеличение связано с ростом стоимости автомобилей на рынке.

Проценты ударили по рынку

Сейчас для российской экономической среды характерны запретительные процентные ставки и ограниченный объем доступной ликвидности на финансовом рынке, говорил в июне 2024 г. в ходе выступления на ПМЭФ-2024 главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. Он обращал внимание, что, несмотря на рекордные 103 трлн руб. ликвидности, находящиеся в периметре российской банковской системы, возможности привлечения финансирования фактически нет. «Очевидно, что высокая эффективность депозитов дестимулирует инвестиционные процессы в реальной экономике, необходимые для устойчивого развития», – отмечал глава «Роснефти».

Существенное влияние на рынок автолизинга в 2024 г. оказали рост ключевой ставки (увеличивает стоимость обслуживания договоров), повышение утилизационного сбора (с 1 октября вырос на 70–85%, планируется его ежегодный рост примерно на 15%) и рост цен на технику, говорит директор департамента по развитию бизнеса «Газпромбанк лизинга» Вячеслав Михайлов. Все это привело к видимому снижению спроса к концу 2024 г. Однако из-за успешного начала года влияние на общие показатели оказалось ограниченным, добавляет он. «Газпромбанк лизинг» показал рост продаж практически во всех сегментах за исключением тяжелых грузовиков, отмечает Михайлов.

Схожую оценку дают в компании «Европлан»: замедление темпов роста рынка в основном пришлось на III квартал. В I и II кварталах новый бизнес компании вырос на 25%, а за девять месяцев – на 8% (184,7 млрд руб.). По итогам трех кварталов 2024 г. количество лизинговых сделок «Европлана» выросло на 11% и составило 43 000, а общее число сделок компании достигло 655 000. Средний чек по договору лизинга составил 4,2 млн руб. на одну сделку, при этом среднее количество автомобилей на клиента составило 1,5 шт. Показатели остались на уровне 2023 г., уточнили в пресс-службе компании.

В структуре нового бизнеса «Сбер лизинга» грузовые и легковые автомобили заняли третье и четвертое места соответственно, отметила директор департамента корпоративного бизнеса АО «Сбербанк лизинг» Ольга Кириллова.

С конца 2024 г. кредитное качество лизингового портфеля снижается при одновременном росте активов на балансах лизинговых компаний по расторгнутым договорам и объему изъятой техники, говорит директор рейтингов нефинансовых и лизинговых компаний рейтинговой службы НРА Анна Кудринская. Вторичный рынок автотранспорта также не внушает позитива из-за переполненных изъятой техникой стоков, отмечает она.

На этом фоне лизинговые компании повышают требования к финансовому состоянию лизингополучателей, уровню долговой нагрузки и платежной дисциплине, а также отказываются от нулевых авансов и уменьшения срока договоров лизинга, перечисляет эксперт.

Субсидии поддержат рынок

По оценке Кудринской, если денежно-кредитная политика Банка России не будет смягчаться, в первом полугодии 2025 г. активность на рынке автолизинга продолжит снижение. При положительном изменении экономической ситуации во втором полугодии на рынке возможен рост, обусловленный отложенным спросом, потребностью в замене автопарка и снижением финансовой нагрузки для лизингополучателей, уточняет она. В целом в 2025 г. будет расти спрос на более бюджетный транспорт из-за повышения утильсбора, тогда как до его роста большим спросом пользовался автотранспорт премиум- и бизнес-класса.

При нестабильности экономики и сохранении ключевой ставки на текущем уровне в 21% объем нового бизнеса автолизинга продолжит свое сокращение схожими с 2024 г. темпами в 10% в год, полагает Мосейчев. Это замедлит рынок новых автотранспортных средств, который в 2024 г. вырос примерно на 45% и составил порядка 1,8 млн шт. Кроме того, может вырасти объем просроченных платежей по текущим договорам, не исключает он.

Однако при стабилизации экономической ситуации и снижении ключевой ставки объем нового бизнеса автолизинга в 2025 г., напротив, может вырасти на 10–20%, считает эксперт. По его мнению, в этом случае основной рост будет в сегментах грузового автотранспорта, в том числе за счет реализации отложенного спроса.

Кириллова отмечает, что рынок лизинга достаточно гибкий, поэтому даже при сохранении высокой ключевой ставки, скорее всего, будет наблюдаться реализация отложенного спроса. Наибольшую динамику покажет рынок грузовых авто, полагает она.

По прогнозу «Европлана», при сохранении или ухудшении экономических условий в 2025 г. будет происходить накопление отложенного спроса на рынке автолизинга. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2020 и 2022 гг., когда рынок стагнировал, а в последующие годы рост составил 69 и 94% соответственно, уточняют в компании.

Михайлов, напротив, считает, что при сохранении текущей ситуации существенного роста автомобильного рынка в 2025 г. не прогнозируется. Это касается и автолизинга вследствие удорожания фондирования, удовлетворения клиентского спроса в прошлые периоды, говорит он.

Генеральный директор ВТБ Лизинг Антон Мусатов считает, что в конце 2025 г. – начале 2026 г. на рынке может начать формироваться высокий долгосрочный спрос на средства производства, поскольку продолжится активное восстановление новых регионов России. Этот фактор может действовать в целом ряде отраслей, в том числе в автолизинге, отмечает он.

На этом фоне в 2025–2026 гг. ожидается смягчение денежно-кредитной политики в России, но необязательно за счет снижения ключевой ставки ЦБ, а, например, за счет льготных программ, субсидий и целевого финансирования проектов, поясняет Мусатов. По его мнению, это может привести к росту объемов нового бизнеса в среднесрочной перспективе.

Уже в текущем году значительные государственные льготы поддержат рынок автолизинга, говорит Николаенко. В 2024 г. правительство выделило на автолизинг около 19 млрд руб., в текущем – 27 млрд руб. Сейчас в России действует более 100 региональных мер господдержки лизинга, отмечают в Объединенной лизинговой ассоциации. Для удобства лизингополучателей ассоциация создала единый Реестр региональных мер поддержки лизинга, включающий в себя механизмы субсидирования первоначального взноса (аванса) и лизинговых платежей, предоставление имущества в лизинг на льготных условиях при поддержке региональных фондов поддержки предпринимательства, предоставление поручительств на льготных условиях и иных форм поддержки и т. д.

По мнению Николаенко, драйверами продаж в 2025 г. в первую очередь будут предметы лизинга, которые подпадают под программу субсидирования Минпромторга на колесную технику, а также оборудование и спецтехнику. В результате может произойти рост продаж техники и оборудования российского производства.

Еще одной мерой поддержки рынка могло бы стать разграничение сфер влияния государственных и частных лизинговых компаний, отмечают в «Европлане». Государственные лизинговые компании могли бы сосредоточиться на финансировании крупных инфраструктурных проектов, оставив сегмент малого и среднего бизнеса для частных лизинговых компаний, уточняют в пресс-службе. Поддержку рынку оказала бы и отмена НДС для автолизинга физических лиц, считают в «Европлане».

По мнению Николаенко, потенциальные лизингополучатели в 2025 г. будут придерживаться выжидательной позиции и искать хорошие ценовые предложения с учетом скидок от поставщиков и субсидий.

Источник: Ведомости