КоммерсантЪ: Лизинговые компании удлиняют договоры

01 марта 2024
Риски участников рынка растут

Ряд лизинговых компаний отмечают тренд на удлинение договоров как в розничном, так и в корпоративном сегментах. Это связано с ростом цен на предметы лизинга и высокими ставками на рынке, что заставляет компании для удержания клиента ослаблять долговую нагрузку. Увеличение сроков контрактов также выступает инструментом конкурентной борьбы. Однако растут риски самих лизингодателей, так как предмет лизинга с каждым годом теряет рентабельность. Поэтому с учетом ожидаемого смягчения политики ЦБ участники рынка не ожидают, что тренд будет долгосрочным.

Согласно отчетности "Европлана" по МСФО, в 2023 году заметно увеличились сроки по лизинговым сделкам. Так, доля сделок на сроки от двух лет выросли в целом на 2,9 процентного пункта (п. п.), от двух до трех лет - на 0,7 п. п., от трех до четырех лет - на 1 п. п. Рост в 1,5 раза показала доля сделок на срок от четырех до пяти лет - до 3,5% от их общего числа в компании. Это произошло за счет сокращения доли сделок сроком до одного года - с 44% до 41,1%. "Европлан" работает только с розничными сегментами, преимущественно с разными типами колесного транспорта.

Подтверждают тренд и компании, которые работают не только с розницей. В среднем по портфелю длина лизинговых контрактов в 2023 году выросла примерно на 10%, уточняет гендиректор "Регион Лизинга" Рустем Мухамедов.

По словам младшего директора по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Анатолия Перфильева, сроки договоров увеличились в среднем с 2,9 до 3,1 года. Наибольшее удлинение произошло в корпоративных сегментах (с 12 до 14 лет), которые отличаются от розницы большим сроком эксплуатации и высокой стоимостью предметов лизинга.

Удлинение договоров "связано с возросшими ценами на предметы лизинга и более жесткой денежно-кредитной политикой, которая напрямую влияет на увеличение ставок и удорожание лизинга", поясняет гендиректор "ВТБ Лизинга" Антон Мусатов. По его словам, лизинговые компании стали предлагать предпринимателям увеличенные сроки договоров лизинга и минимальные авансы для комфортного входа в сделку, а также возможности уменьшения лизинговых платежей.

Ранее средний срок варьировался в диапазоне 40-44 месяцев, в настоящее время - 52-60 месяцев, в 2021 году средний размер аванса в автолизинге составлял 18-20%, в прошлом году он закрепился на уровне 7-8%, добавляют в "ВТБ Лизинге". Как отмечают в "Европлане", такие условия снижают риск просрочки, поскольку ежемесячная финансовая нагрузка на лизингополучателя снижается.

Вместе с тем, по словам гендиректора "Флит Автолизинга" Алексея Смирнова, для самого лизингодателя "риски возрастают, так как при увеличении срока лизинга соотношение рыночной и балансовой стоимости предмета лизинга становится не в пользу лизингодателя".

По словам директора по стратегии ГК "Альфа-Лизинг" Дмитрия Кудрявцева, "длительность контракта зависит не только от запроса рынка, но и от риск-политики конкретной лизинговой компании". Поэтому в некоторых компаниях, наоборот, говорят о сокращении сроков лизинга. В частности, в "Альфа Лизинге" отмечают такую тенденцию с августа 2023 года (то есть со времени активного подъема ключевой ставки ЦБ).

Вариативность сроков лизинга выступает элементом конкурентной борьбы на рынке. "Это значит, что у лизингодателей будут сохраняться стимулы смягчать условия для клиентов", - полагает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров.

Впрочем, "с учетом некоторой стабилизации экономической обстановки и возможного смягчения де нежно-кредитной политики регулятора в 2024 году", отмечает Анатолий Перфильев, удлинение сроков договоров лизинга не выглядит долгосрочным трендом.

Источник: КоммерсантЪ