Они стали драйвером роста рынка
Самым быстрорастущим сегментом автолизинга стали легковые машины: в январе - сентябре спрос на них вырос двузначными темпами, а грузовики перестали быть лидером роста. Аналитики связывают тренд с активностью операторов каршеринга и такси. Но уже в 2025 году лизинговые компании ждут стагнацию из-за высоких ставок.
Легковые и легкие коммерческие автомобили (LCV) стали драйвером рынка автолизинга за первые девять месяцев. По данным "Газпромбанк Автолизинга", спрос на эти транспортные средства увеличился на 36% и 37% год к году соответственно. Интерес к спецтехнике вырос на 19,5%, к грузовикам - снизился на 5%.
В "Европлане" самый значительный прирост нового бизнеса в автолизинге также фиксируют в легковом сегменте. В годовом выражении он увеличился на 14%, до 64 млрд руб. "Лидерами продаж стали Lada, Haval, Geely", - уточняют в компании. Следом идут коммерческий транспорт и самоходная техника: рост на 8%, до 93 млрд руб., и снижение на 3%, до 28 млрд руб., соответственно. В лидерах продаж "ГАЗ", "УАЗ", Sollers и XCMG, LGCE, Sany.
Грузовой сегмент перестал быть лидером роста спроса, хотя и продолжает сохранять положительную динамику в третьем квартале с ростом более 17%, говорят в "Интерлизинге". На первом месте легковые автомобили, продажи которых увеличились на 23%.
Гендиректор "ВТБ Лизинга" Антон Мусатов называет сегмент легковых автомобилей драйвером автолизинга по итогам января - сентября. За девять месяцев их доля в объеме всего нового автотранспорта, выданного "ВТБ Лизингом", выросла до 50% в штуках против 46% годом ранее, поясняет он. У "Газпромбанк Автолизинга" на легковые машины пришлось 37% всех сделок. Еще 28% занял грузовой сегмент, 13,5% - спецтехника, 10% - LCV.
"Лизинг легковых автомобилей стимулирует высокий спрос со стороны операторов каршеринга и такси. Наблюдаются расширение линейки брендов китайских производителей, выход на рынок новых марок", - объясняет тенденцию директор рейтингов нефинансовых и лизинговых компаний рейтинговой службы НРА Анна Кудринская. Причины замедления роста спроса на грузовые автомобили - снижение инвестактивности со стороны бизнеса, уточняет замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алла Борисова.
Участники рынка также отмечают увеличение сделок по транспорту китайского производства. В "Газпром Автолизинге" уточняют, что среди грузовиков доля китайских брендов выросла до 63%, в сегменте спецтехники - до 66%, легковых автомобилей - до 49%, LCV - до 6%. В "Интерлизинге" добавляют, что за прошедший год из топа продаж ушли BMW и Mercedes-Benz и все больше клиентов пересаживаются на премиальные китайские автомобили. По данным "ГТК-Лизинга", на бренды из КНР среди профинансированного в лизинг транспорта приходится около 70%. "Доля китайских марок, если и не будет расти столь резкими темпами, точно сохранит лидерство", - прогнозируют в компании. В текущих условиях рынка доля брендов из Китая в сегменте транспорта продолжит свой рост, говорит госпожа Борисова.
Сегмент легкового автотранспорта - наиболее волатильный: рост может смениться существенным спадом, отмечает Анна Кудринская. По ее словам, динамика спроса уже ограничена высокой стоимостью фондирования и изменением рыночной конъюнктуры в сторону более дешевых моделей. "Спад высоко вероятен в конце 2024-го и в 2025 году после повышения ставок утилизационного сбора с октября. Это повышение приведет к росту стоимости предметов лизинга, стоимости полиса каско, снижению спроса на новые транспортные средства, увеличению объемов лизинга бывшей в употреблении техники", - поясняет эксперт.
В "Интерлизинге" считают, что драйвером в автомобильном сегменте в 2025 году станет спецтехника, которая потребуется компаниям для реализации больших инфраструктурных проектов и освоения новых месторождений. Гендиректор "Флит Автолизинга" (входит в ИГ "Инсайт") Алексей Смирнов считает, что с такими высокими ставками рынок ждет неминуемая стагнация по всем сегментам, а ниша легковых автомобилей для личного пользования может пострадать в меньшей степени.
Источник:
КоммерсантЪ