Они вышли на первое место по числу выдач в лизинг
Грузовики по итогам января - августа уступили место легковым автомобилям в сегменте лизинга, отмечают ключевые игроки рынка. Компании и эксперты связывают эту тенденцию с высокой ставкой ЦБ, сокращением на ее фоне инвестиций компаний в расширение парка грузовиков за счет лизинга и ростом спроса на каршеринг. Однако обогнать грузовики легковым машинам удалось только по числу оформленных контрактов, но не в денежном объеме сделок.
По данным "Газпромбанк Автолизинга", чаще всего в лизинг за восемь месяцев текущего года предприниматели оформляли легковые автомобили - 36% от количества проданных машин. Грузовой транспорт, ранее лидировавший в объемной статистике, переместился на второе место с 28%. Далее следуют спецтехника (14%) и LCV (10%). В прошлом году картина была другой: на грузовой сегмент приходилось 35% заключенных договоров. Но в денежном выражении грузовики сохраняют лидерство: на них приходится 41% всех поступивших средств. "Определенный тренд на превалирование доли легковой техники в лизинговых продажах мы отмечали уже в отдельные осенние месяцы прошлого года, - отмечает руководитель управления по работе с импортерами "Газпромбанк Автолизинга" Александр Корнев. - Накопительным итогом этот тренд подтвердили результаты полугодия и первые месяцы третьего квартала".
Директор по стратегии ГК "Альфа-Лизинг" Дмитрий Кудрявцев подтверждает наличие такого тренда: по итогам января - августа сегмент легковых автомобилей обогнал грузовые в численном выражении на 82%. Тенденция распределения предметов лизинга в портфеле сохраняется с января: 50% и более - легковые автомобили, 30% - грузовой транспорт. "На снижение продаж грузовых авто в лизинге повлияли как рост цен на технику, так и рост ключевой ставки ЦБ, - говорит он. - Крупные игроки притормозили закупки грузового парка по высоким ставкам, а малый и средний бизнес переориентировался с тяжелой грузовой техники на более дешевые LCV". По данным ГК "Альфа-Лизинг", в количественном выражении по итогам января - августа 2024 года сегмент легковых автомобилей занимает 47%, грузовой транспорт - 31%. В денежном выражении, как и у "Газпромбанк Автолизинга", на первом месте грузовой сегмент: 49% портфеля.
"По итогам продаж в январе - августе 2024 года доля легковых автомобилей составила 49%, грузовых - 37%", - рассказывает директор по продажам ЛК "Европлан" Иван Коровников. В топе продаж в сегменте легковых автомобилей, добавляет он, - Lada (23%), Haval (15%), Geely (10%), среди грузовых - КамАЗ (15%), Sitrak (13%), Shacman (13%). Господин Коровников объясняет смену лидирующего сегмента тем, что отложенный спрос на грузовики активно компенсировался в прошлом году. Гендиректор "ВТБ Лизинга" Антон Мусатов отмечает, что доля легковых автомобилей в выдачах компании в штуках увеличилась с 40% в январе до 50-54% в июле - августе. Он уточняет, что в целом по рынку РФ на июль в лизинговых продажах 52% занимали легковые автомобили, 23% - грузовые, 15% - коммерческий транспорт, 9% - прицепы, 2% - автобусы.
Тем не менее спрос на грузовую технику у бизнеса по-прежнему высок. "Некоторые крупные клиенты стали отказываться от лизинга грузового транспорта, инвестируя собственные средства в его приобретение, но спрос на лизинг сохраняется со стороны малого бизнеса, в том числе на технику с пробегом", - рассказывает гендиректор "Флит Автолизинга" (входит в ИГ "Инсайт") Алексей Смирнов, отмечая, что доля грузового транспорта в новом бизнесе компании "устойчива и сохраняется примерно на уровне 40-50%".
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting объясняет рост рынка лизинга легковых автомобилей повышенным спросом на такси и каршеринг. "В 2024 году мы видим рост спроса на каршеринг и новые сервисы, например, междугородние поездки и корпоративный каршеринг, - отмечает он. - Соответственно, компании увеличивают автопарк на 30- 40%, при этом, как правило, более 80% парка находится в лизинге".
Источник:
КоммерсантЪ