Прошлый год стал рекордным для рынка лизинга: объем нового бизнеса года составил 3,6 трлн рублей, посчитали в "Эксперт РА". Это на 81% больше, чем в 2022 году, и на 57% больше докризисного 2021 года. Наряду с легковым, грузовым и железнодорожным транспортом основной вклад в этот рост внес лизинг спецтехники.
Его доля в объеме нового бизнеса по итогам 2023 года составила 14,5%, а доля в портфеле лизинговых компаний - 9,4%. За год сегмент прибавил 64,4%.
Рост лизинга спецтехники связан, в том числе, с программой государственной поддержки, отмечают в Национальном Рейтинговом Агентстве (НРА). Госпрограмма "Лизинг строительно-дорожной и коммунальной техники" Минпромторга предусматривает субсидирование аванса по лизингу строительной, коммунальной и сельскохозяйственной техники в размере 15% от стоимости техники, которая по условиям программы должна быть произведена в России.
Наиболее быстрый рост (более 50%), по данным НРА, наблюдался в дорожно-строительной технике, подъемной технике и прочей спецтехнике. Это связано с увеличением объемов дорожного строительства и переориентацией логистических потоков с западного направления на юг и восток. Сегменты складской и сельскохозяйственной техники прибавили менее 20%.
В 2023 году новый бизнес в сегменте спецтехники в "ВТБ Лизинг" вырос на 96% и составил 57 млрд руб., рассказал "Российской газете" генеральный директор компании Антон Мусатов. По итогам первого квартала 2024 года прирост составил 63% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие результаты связаны с действием программы льготного лизинга дорожно-строительной техники, а также партнерских программ с производителями и поставщиками, направленных на стимулирование спроса со стороны строительных и логистических компаний, отметил Мусатов.
"На начало 2024 года сегмент спецтехники увеличился на 58% в сравнении с аналогичным показателем 2023 года. Основные факторы, которые способствуют положительной динамике сегмента, - это рост объемов дорожного строительства и развитие инфраструктурных проектов", - отметил директор департамента по развитию бизнеса "Газпромбанк Лизинг" Вячеслав Михайлов.
В "Сбербанк Лизинг" в 2023 году рост рынка лизинга в сегменте спецтехники составил 64% в сравнении с аналогичным показателем годом ранее, рассказала директор по работе с ключевыми партнерами компании Екатерина Попова. Основным фактором роста сегмента она назвала реализацию инфраструктурных проектов.
"В 2024 году мы отмечаем снижение темпов роста в связи с высокой ключевой ставкой ЦБ РФ", - добавила Попова.
С начала 2022 года на российский рынок стали активно выходить китайские бренды спецтехники. Из них два года подряд в "ВТБ Лизинг" в топ-продаж входят марки LGCE, LONKING, LIUGONG, XCMG. Наибольшим спросом среди них, как рассказал Антон Мусатов, пользуются экскаваторы, фронтальные ковшовые погрузчики, вилочные погрузчики, тракторы, катки и бульдозеры.
"Продукция китайских производителей практически полностью смогла заместить европейские бренды, - говорит Вячеслав Михайлов. - Если смотреть на наши цифры, то более 60% от всего объема продаж в первом квартале 2024 года составила техника КНР. Особым спросом пользуется дорожно-строительная техника, экскаваторы, погрузчики и карьерная техника".
По словам Екатерины Поповой, сейчас 85% спецтехники, продающейся на рынке РФ, импортная, поэтому совместные программы с производителями и импортерами демонстрируют больший объем продаж. Такие программы есть у всех ключевых игроков лизингового рынка.
Так, по совместным программам "ВТБ Лизинг" с производителями и поставщиками спецтехники клиенты могут получить скидки до 800 тыс. рублей в зависимости от модели и модификации авто. В компании действуют специальные условия на марки Sany, LGСE, ACE, BULL, XGMA, Lonking, ITM, LiuGong, Sinomach, UMG.
Также у "ВТБ Лизинг" есть программа, которая позволяет грузоперевозчикам, логистическим и строительным компаниям приобретать китайскую технику без ожидания ее поставки в Россию. Доставка в любой регион страны занимает от 1 дня. При оформлении техники в лизинг по этой программе доступны различные опции финансирования: с минимальным авансом, минимальными ежемесячными платежами или с минимальным удорожанием.
В этом году сегмент лизинга спецтехники прибавит около 5%, полагают участники рынка.
"В этом году мы ожидаем снижение роста до 5-10%, основным фактором является высокая ключевая ставка ЦБ", - сказала Екатерина Попова.
В то же время потребность в спецтехнике сохраняется на достаточно высоком уровне из-за развития инфраструктурных и строительных проектов на территории страны, обратил внимание Антон Мусатов.
"При высоких результатах первого квартала возможно замедление по итогам года всего сегмента, учитывая дальнейшее сохранение жесткой денежно-кредитной политики и лимиты по программам льготного лизинга", - заключил он.
Источник:
Российская газета