КоммерсантЪ: Грузовики покатились с высокой базы

12 февраля 2024
Рекордные продажи 2023 года остались позади

В 2024 году рынок грузовиков в РФ не сможет повторить рекордных результатов прошлого года. Как следует из прогнозов поставщиков, перевозчиков и аналитиков, спрос на тяжелые машины сократится на 25-33%, а продажи составят 90-100 тыс. штук. Отложенный спрос в ряде сегментов уже реализовался в 2023 году, и на рынок давит уровень ставки ЦБ. При этом обновлять парки машин приходится - в том числе из-за сложностей с ремонтами и роста объемов перевозок.

Глава КамАЗа Сергей Когогин ожидает, что рынок тяжелых грузовиков (14-40 тонн) в 2024 году составит 100- 110 тыс. автомобилей. В компании уточнили "Ъ", что в 2023 году, по их оценке, рынок грузовиков составил рекордные 135 тыс. Прогноз предполагает падение примерно на 18- 25%. КамАЗ в 2023 году не успел нарастить выпуск поколения К5, и из более 41,7 тыс. тяжелых грузовиков было выпущено только 5,3 тыс. таких машин. В 2024 году концерн хочет выпустить свыше 15 тыс. грузовиков К5, "но все будет зависеть от рыночной ситуации", добавляют там.

По данным "Автостата", в 2023 году рынок грузовиков свыше 3,5 тонны вырос на 71%, до 143,7 тыс. штук. В январе 2024 года было реализовано 7,5 тыс. грузовиков (рост на 10,1%). Директор департамента коммерческого транспорта "Автодома" и "Автоспеццентра" Владимир Желобов говорит, что сейчас спрос в сегменте тягачей и самосвалов низкий. Он ожидает, что в 2024 году рынок тяжелых грузовиков может составить около 100 тыс. штук, на него будут влиять объем складов, программ поддержки от заводов-изготовителей, курс рубля и ставка ЦБ.

По прогнозам "Сторк" (официальный представитель Dayun в РФ), основные продажи грузовиков начнутся в марте, но игроки рынка "очень ждут снижения ключевой ставки".

Исполнительный директор компании Артур Солдаткин дает наиболее негативный прогноз, ожидая отката рынка к показателям 2022 года - 75- 80 тыс. По его словам, "перевозчики, активно обновляющие парки в большом объеме, закрыли свои задачи" в прошлом году.

Глава направления по развитию дилерской сети FAW МЗ "Тонар" Юрий Ерохин тоже указывает на влияние ставки ЦБ и ожидает, что объем рынка тяжелых грузовиков (14-40 тонн) составит 115-120 тыс. штук. Сергей Когогин, в свою очередь, отмечал, что "ставки выросли - не факт, что тариф на перевозку грузов окажется посильным для бизнеса и оплаты таких ставок" (цитата по "Интерфаксу").

Спрос сейчас поддерживает наличие "интересных ценовых предложений", говорит глава BWG Ринат Фатыхов: "Это вынужденная мера, так как на начало года сформировался большой запас китайской техники на складах". По оценкам BWG, сейчас на складах, в пути и в стадии таможенного оформления находится около 12 тыс. седельных тягачей китайского производства. Отложенный спрос на седельные тягачи исчерпан, и, по ожиданиям господина Фатыхова, их продажи в 2024 составят около 34 тыс. единиц (на 40% ниже 2023 года), что может привести к усилению конкуренции между производителями. А расчеты рынка строительных подрядов показывают потребность в 33 тыс. самосвалов, добавляет он. По его оценке, рынок машин от 16 тонн в 2024 году составит 90 тыс.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting ожидает снижения рынка до 110-130 тыс. штук, в том числе сегмента тяжелых грузовиков (от 16 тонн) до 95-115 тыс. штук. Он отмечает, что, вероятно, продолжится рост курса юаня к рублю, что приведет к снижению спроса на китайские грузовые автомобили, продажи которых росли активнее всего в 2023 году. Высокая стоимость кредитов и лизинга окажет негативное влияние на покупательскую способность.

Лизинговые компании более оптимистичны. Гендиректор ГК "ВТБ Лизинг" Антон Мусатов полагает, что продажи грузовиков сохранятся на уровне 2023 года. Он указывает на потребность по обновлению автопарков в логистике, строительстве, ритейле, коммунальном обслуживании. Спрос на грузовой автотранспорт сохраняется, хотя рынок постепенно входит в фазу насыщения, говорит коммерческий директор лизинговой компании "Флит Финанс" (входит в ИГ "Инсайт") Алексей Любецкий. Он, впрочем, отмечает, что на рынок будут влиять тарифы на услуги грузоперевозок, а также стоимость финансирования, напрямую зависящая от ключевой ставки.

Перевозчики называют стоимость лизинга неподъемной. Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов указывает, что дорогой лизинг во многих случаях привел к переносу сроков обновления автопарков и отказу от закупки техники. "Ранее владельцы автотранспорта могли рассчитывать на полный выкуп грузовиков через три, максимум пять лет, - говорит директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев. - Сейчас этот срок уже превысил семь лет. Это практически лишает их прибыли, так как доходов хватает только на выплаты и операционные затраты". Он добавляет при этом, что компания все равно продолжает обновлять автопарк, так как "для старых грузовиков европейских марок и даже относительно новых КамАЗов запчасти не поставляются ввиду отсутствия их на складах в РФ".

Востребованность большегрузов останется высокой, особенно из-за увеличения объема транспортировки товаров из Китая, отмечает глава отдела внутрироссийских наземных перевозок Noytech Supply Chain Solutions Али Габидулин. Но в условиях высокой ключевой ставки ЦБ возможности обновления парка грузовиков остаются доступными лишь для крупных перевозчиков федерального уровня. Глава транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев добавляет, что рынок грузовиков РФ - один из самых старых в мире (средний возраст свыше 20 лет): "Парки требуют обновления, поэтому, несмотря на увеличение утильсбора, ключевой ставки и другие негативные факторы, новая импортная техника продолжит поступать на рынок".

Источник: КоммерсантЪ