Антон Мусатов, генеральный директор ВТБ Лизинг: «Место есть для всех»

Какие точки роста есть у лизинговой отрасли и что даст толчок развитию этого сегмента, “Ъ” рассказал генеральный директор ВТБ Лизинг Антон Мусатов.


— Насколько лизинг развит в России?

— РФ занимает 13-е место на глобальном рынке лизинга по версии World Leasing Yearbook 2023 с объемом нового бизнеса около $20 млрд. Но доля лизинга в ВВП не растет и даже показывает отрицательную динамику. При этом доля МСП в российском ВВП составляет около 22% — это более 6 млн компаний. Из них лизингом пользуются немногим более 200 тыс., то есть 3%. В мире мы наблюдаем более позитивную. Так, в Европе доля лизинга в ВВП составляет 20% при доле МСП 50%, а в США — 22% при такой же доле МСП, в ВВП Китая — 10% при доле МСП 60%. Потенциал для развития и роста проникновения лизинга в ВВП нашей страны есть, и России под силу нарастить проникновение до 3–5% в ВВП в среднесрочной перспективе.


— Какие сегменты недостаточно охвачены лизингом?

— В России пять ключевых типов имущества, которые традиционно финансируются при помощи лизинга: транспортные средства, железнодорожная техника, воздушный и водный транспорт, оборудование в сфере нефти и газа. Сейчас еще активно развивается лизинг средств производства.

Но есть ряд областей, которые не пользуются лизингом. Например, едва ли не самый крупный сегмент — лизинг для граждан. Это связано с особенностями налогообложения: физические лица, в отличие от юридических, не могут получить полный вычет НДС, который уплачивается в составе лизингового платежа. Потенциально это может быть самый крупный новый сегмент с долей в отрасли до 30% по европейским аналогам, но для этого нужно освободить клиентов от НДС.

Кроме того, в России практически нет лизинга недвижимости при существенных объемах аналогичного кредитного рынка. Он структурно сложнее кредитования и сдерживается скорее консерватизмом лизингополучателей.


— Как может вырасти проникновение лизинга?

— В основном за счет изменения психологии потребления, которое уже идет. Если раньше факторами успеха и благосостояния было владение домом, автомобилем и другими благами, то сегодня на первый план выходит потребительская мобильность. Людям становится важнее, чтобы дом, авто или актив были в нужном месте и в нужное время. Поэтому лизинг и шеринг так популярны. Не последнюю роль могли бы сыграть и программы поддержки, например субсидирование техники и оборудования для таких отраслей, как промышленная, добывающая, строительная, создание специальных условий для физических лиц и льготные ставки для малого бизнеса. Отдельно стоит рассматривать лизинг инновационных технологий, таких как как беспилотные автомобили, которым на начальном этапе тоже потребуется стимулирование.


— Рассматриваете ли вы вход в эти сегменты?

— Конечно. Мы уже пошли в лизинг для физлиц, у нас есть «подписка» — это долгосрочная аренда авто с полным обслуживанием. Сейчас рассматриваем финансирование беспилотных авто и электрических зарядных станций. Но здесь исходим, скорее, из того, что это перспективное направление, хотим стоять у истоков формирования этой отрасли.


— Рынок лизинга РФ очень консолидирован, почти 80% у десяти крупнейших игроков. Это тормозит развитие?

— Входных барьеров или искусственных ограничений, которые могли бы быть исправлены дополнительным стимулированием, мы не видим. Место есть для всех, в том числе и по причине низкого проникновения лизинга в ВВП.


Материал: https://www.kommersant.ru/doc/6041335. Интервью взяла Полина Трифонова

Другие новости ВТБ Лизинга

Интересное о лизинге

Подписаться “Яндекс Дзен”

Экономические, юридические и сервисные преимущества лизинга

Во многих странах малый и средний бизнес являются основой экономики, производя 50-60% ВВП. А что у нас? Согласно имеющимся данным Росстата доля МСБ в России пока только приближается к 25%....

Чем операционный лизинг отличается от аренды?

Еще 10–15 лет назад у нас был ограниченный выбор, где взять автомобили или оборудование для нового дела: или купить сейчас, на оборотные средства, или взять кредит. Сейчас эпоха шеринговой экономики и вариантов появилось множество: вплоть до «попользоваться и вернуть» или «поработать, а потом выкупить»...

Что за услуга такая – лизинг? Отвечаем на частые вопросы

Если вы пока не определились, подходит ли данный способ приобретения автомобилей или техники именно вам, и в голове больше вопросов, чем ответов, то мы не зря написали эту статью...

Новая философия потребления: шеринг-лизинговая экономика

Несколько веков назад появилось то, что сегодня называется коллективным потреблением. Аренда, лизинг – другие названия этой модели поведения. В начале XXI века совместное пользование товарами и услугами, аренда вместо владения и потребительская мобильность стали, пожалуй, основными трендами, определяющими развитие многих отраслей...

Ещё новости